Танец как метафора
Танец как метафора и не только

Человек
живет метафорами, определяя неизвестное через известное, выстраивая
реальность как ряды отражений — зеркала, смотрящие друг в друга.
Существуют “Великие Метафоры” — глубокие, традиционные,
общеупотребительные, причем “общеупотребляемы” они чаще всего
неосознанно.
Несколько таких метафор лежат в основе понимания жизни в целом, определяя отношение к внешней и внутренней реальностям.
Одна из них — метафора “жизнь — это война” или, в лучшем случае,
“состязание”, битвы за правое или просто за свое дело. Когда я живу в
этой метафоре, мне важно побеждать, оказываться первым, разгромить
врагов, разрушить преграды и стать коронованным победителем. Это может
относиться к любой области деятельности — карьере, любви, ремонту и
т.д.
Другая, близкая метафора — “жизнь — это восхождение (Путь)”. Неявно
предполагается, что в жизни есть некоторая вершина (при чем еще более
неявно предполагается, что одна), на которую нужно взойти. Путь на нее
не прост и опасен, но вершина стоит того, чтобы стараться; хотя, пока
вы на ней не побывали, это предположение, представляется, по крайней
мере, гипотетичным.
Этой метафорой часто описывается “духовный путь” или карьера.
Более “эзотерическая” метафора — “жизнь — это школа”: если мы принимаем
ее, то оказывается, что мы приходим в этот мир, чтобы научиться чему-то
важному, обрести какой-либо важный опыт. Неявно предполагается, что
таких классов и школ достаточное количество (концепция “реинкарнаций”).
В школе вы получаете различные оценки, в некоторых случаях вас
наказывают, в некоторых — поощряют (метафоры “ада и рая”).
Есть еще одна метафора, не менее “великая”, но гораздо менее
“серьезная” и потому менее распространенная в нашей культуре — “жизнь —
это танец”, причем даже не столько “танец Бога”, сколько ваш
собственный танец с Жизнью.
Эта метафора неявно предполагает, что все, с чем вы встречаетесь в
жизни является партнером по танцу. Это означает, что в жизни, может
быть, нет логически обнаруживаемого смысла, но есть красота. Это
означает, что у вас нет свободы отказаться от танца, но есть выбор
позиции и движения.
Человек может поступать с метафорами и своей собственной жизнью двумя
способами — метафоризировать реальность или реализовывать метафору. В
первом случае метафора, рожденная, придуманная или откуда-то
позаимствованная, становится картой, иногда более или менее точной,
иногда — заменяющей реальность.
Во втором — реализация метафоры пробуждает демиургические силы
личности. Правда, жизнь, как всегда, остается самой собой, и лежит за
пределами любых метафор.
Интересно посмотреть насколько концепция “жизнь — это танец” сочетается
с использованием танцевально-двигательных техник для личностного
развития, терапии и трансформации. Условно можно выделить три основных
способа использования танца в этой области:
Спонтанный танец, тотальное отпускание тела, увлеченность потоком
энергии и движения; используется во многих практиках Ошо и так
называемых “шаманских” техниках. Это один из самых простых и
эффективных выходов в экстатическое состояние.
К сожалению, зачастую телесные ограничения, отражающие ограничения
личностные, никуда при этих процессах не исчезают; поток просто
протекает внутри берегов этих ограничений, лишь иногда прорывая себе
другое русло. Подобные экстатические состояния кратковременны, но
хорошо выполняют регенерационную (освежающую, восстанавливающую)
функцию. Дискотека в терапевтическом или эзотерическом контексте.
Ритуальный танец. Работают внутри традиции — реальной (например,
индийской или гурджиевской) или “самопальнй” (некоторые эзотерические
школы танца). В данных техниках танец действительно играет ту же роль,
что и в древности — в заданных последствиях движений и поз
кодифицируется опыт и определенная картина мира: его сил, стихий и
человека в нем.
Естественное ограничение подобных техник — то, что далеко не все вещи,
придуманные 2–6 тысячелетий назад продолжают работать для современного
человека — можно сказать, что “объем” собственно личности несколько
увеличился, к тому же кардинально изменились условия жизни. Так же эти
техники представляют прекрасный простор для квази-духовных спекуляций.
Но сам ритуальный подход, прорвав профанную завесу обыденности, может
действительно дать возможность прикоснуться к ощущению “священной тайны
жизни”.
Собственно танцевально-двигательная терапия и танцевальная
импровизация. Самостоятельное направление, использующее модели
современной психологии
и выражающее опыт современного городского жителя. Можно сказать, что в
этом направлении сочетается игра, исследование и искусство.
Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить от
одной “реальности” к другой, постоянная смена состояний и наличие
трансцендентности (“все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно
реально”). В такой игре танец символически и в то же самое время
реально выражает различные жизненные качества и коллизии. Достаточно
упомянуть ряд тем, рассматриваемых на занятиях:
полеты и падения, поддержка, партнерство, жизненные ритмы и многие
другие. Эти темы также являются метафорами, в которых танец и жизнь
взаимно отражают друг друга, но рассмотрение таких “танцевальных
метафор” должно стать темой отдельной статьи.
Это исследование: в первую очередь, потому что танец, в котором
раскрывается и преобразуется психическая жизнь, у каждого человека
индивидуален, он — как еще не открытый материк, ждущий своего Колумба.
Во-вторых, движение всегда наглядно, и этот опыт возможно описать как
изнутри так и извне, что уводит нас от полной субъективности, выводя в
пространство взаимодействия танцтерапевта (ведущего) и танцующего.
И искусство, поскольку основные вопросы, которые задаются — что
выражает этот танец? что раскрывается и что еще только может раскрыться
в этом танце? И, наконец, кто танцует?
Правда, эта работа не настолько проста, как может показаться на первый
взгляд; для получения реального результата она требует реально большой
отдачи. Возможно, на это согласится далеко не каждый.
Возвращаясь к метафорам, можно сказать, что в первой категории в
большей степени реализуется метафора, правда, скорее не метафора танца,
а метафора “потока”, во второй — метафоризируется реальность, а в
третьей — оба этих процесса происходят одновременно — внутренняя
реальность становится танцем и этот танец несет определенное сообщение
о жизни и для жизни.
Что же касается места метафоры “жизнь — это танец” в ряду других, то
мне нравится идея Сергея Всехсвятского, что “танец — это последняя
метафора”. Последняя в том смысле, что она включает в себя все
остальные метафоры — борьбу можно рассматривать как своеобразный танец,
также как и любую другую форму взаимоотношений с миром и людьми. Это
лишь вопрос точки зрения, если видеть во всех жизненных проявлениях
танец — различный по проявлениям, характеру, динамике, то многие
проблемы и сложности предстают совершенно в другом свете. И тогда уже
не возникает представление, что “мир ополчился на вас” — просто это
такой танец, и вы можете научится танцевать его наилучшим для вас
образом. Внутри этой метафоры сохраняется легкость и постоянная
возможность изменения, что присуща реальному танцу, просто эти
возможности вы начинаете видеть в самой жизни.
Правда, наступает (может быть, не для всех) момент, когда следует
отбросить все метафоры и встретится с жизнью лицом к лицу, воспринять
ее такой, как она есть, за пределами любых описаний. Только этот
предельный опыт невыразим и не может стать предметом статьи.
Комментарии
Отправить комментарий