Возможность изменить жизнь, танцуя...
Сегодня перед желающими научиться танцевать распахнули двери множество школ массового танца и частных элитных танцевальных студий, а в ночных клубах проходят открытые уроки по самым экзотическим направлениям современного танца. Казалось бы, количество свободно и легко владеющих своим телом людей должно увеличиваться не по дням, а по часам - и в скором времени никто не будет скромно сидеть в стороне от танцующих и отказываться, ссылаясь на головную боль, в ответ на предложение "пойти потанцевать"...
Однако стоит лишь зайти в любой клуб, оглянуться вокруг - и вы
заметите: несмотря на потраченное в танцевальных школах время, людям не
хватает свободы движений и уверенности, нет той легкости, изящества и
естественности, которые свойственны профессиональным танцорам.
Возможно, вы и сами не раз сталкивались с подобной проблемой...
В чем же дело? Может быть, неверно была выбрана школа танцев или
танцевальная программа? А может, с вами работал недостаточно
квалифицированный преподаватель? Или решение научиться танцевать было
не лучшей вашей затеей, и в результате вы лишь еще раз убедились в
своей "танцевальной бездарности"? Давайте попытаемся найти ответы на
все эти вопросы. Возможно, это поможет вам избежать ошибок и развеет
иллюзии, свойственные людям, решающим "изменить свою жизнь" и
"научиться танцевать".
Слова "изменить свою жизнь" и "научиться танцевать" не случайно взяты в кавычки. Что же стоит за этими выражениями?
"Научиться
танцевать" - мечта миллионов. Но какое же удивление и недоверие
вызывает у людей утверждение некоторых учителей танцев, что человек
изначально умеет танцевать и специально учиться этому не нужно -
необходимо лишь "вернуться" к естественности, избавившись от
стереотипных привычных движений, мешающих проявить себя! Многие люди
объясняют свое неумение петь или танцевать тем, что они этому не
учились. Считается, что только под бдительным надзором и руководством
"опытного учителя танцев" можно постичь все тонкости этого мастерства,
научиться владеть своим телом, "чувствовать музыку". Преподаватель
рискует остаться без клиентов, если скажет им, что они сами в состоянии
отличить "правильное" движение от "неправильного", сами могут понять,
что помогает, а что мешает им двигаться легко и естественно. Да,
учитель танцев - это человек, несколько лучше других знающий
особенности, тонкости и секреты "танцевальной техники" (если таковая
вообще существует). Но настоящий профессионал умеет пробудить в ученике
процесс осознавания собственных движений, научить его контролировать и,
если это необходимо, корректировать свои действия в соответствии с
некоторыми универсальными принципами, лежащими в основе любых телесных
движений (в том числе и танцевальных).
Большинство
специалистов сходятся во мнении, что бессмысленно учить людей
определенным последовательностям движений в разных танцах (на
профессиональном языке - "связкам"). Механическое повторение не есть
танец! Необходимо научить человека основным принципам рождения и
поддержания движения в теле, объяснить, как добиться, чтобы движение
было удобным и естественным, как самому создавать красивые, гармоничные
движения, соответствующие музыке и передающие внутреннее состояние
танцующего. Важно не количество выученных фигур, а качество и
осознанность исполнения. Даже именитые профессиональные танцовщики
признаются, что редко используют многочисленные сложные па из своего
арсенала, танцуя в кругу людей, далеких от танцев. Уровень владения
своим телом, понимание того, что и как нужно делать, чтобы добиться
определенного эффекта, позволяют им, выполняя простейшие танцевальные
фигуры, приводить окружающих в восторг. Вот это и должно стать целью
обучения - умение использовать свое тело для выражения себя через
движение, музыку, танец.
Главная проблема заключается в
следующем: несложно объяснить человеку основные принципы - гораздо
сложнее добиться от него свободного применения их в танце. Особенно
тяжело сделать это в группе, ведь каждый по-своему воспринимает
окружающий мир, слышит музыку, у каждого сложился свой собственный
"образ себя", не говоря уже о моральных установках, эстетических
вкусах, представлениях о красоте и естественности. В итоге учитель
танцев сталкивается с тем, что эти "основные принципы", пройдя сквозь
восприятие каждого человека в группе, на выходе иногда приводят к
не-ожиданным результатам. Особенность обучения в группе такова, что у
преподавателя нет возможности вникнуть, проанализировать и при
необходимости устранить причину того, что мешает ученику с минимальными
усилиями добиться нужного результата. А причины могут быть самыми
разными, иногда парадоксальными и даже смешными. Например, человек не
может свободно двигаться не оттого, что не способен управлять своим
телом: он просто не слышит основной ритм мелодии. Или же, потратив часы
на объяснение механизма работы рук, преподаватель не добивается
результата только потому, что ученик считает свои руки слишком худыми
(толстыми, длинными и т.п.). Бесполезно объяснять технику работы бедер,
если моральные установки обучающегося таковы, что любое движение этой
частью тела он считает неприличным.
Более эффективны
индивидуальные занятия ученика с преподавателем. В последнее время
такой вид обучения приобрел широкую популярность. Стоимость его на
порядок выше стоимости групповых занятий, но и отдача несравненно
больше, чем в группе. Учитель танцев получает возможность определить
как физиологические, так и психологические особенности ученика с тем,
чтобы наиболее точно и быстро помочь ему овладеть навыками и умениями,
необходимыми для обретения естественной грации и свободы движений.
Подобные индивидуальные занятия, или, как их называют в
профессиональной среде, "мастер-классы", имеют еще одно несомненное
преимущество: работая со своим телом, изменяя привычные стереотипы
движений, ученик преображается не только внешне (улучшается осанка,
появляются грация, плавность, четкость движений). Происходит незаметное
для него самого изменение собственного мироощущения и самооценки,
меняется стиль поведения. Решая "изменить свою жизнь", придя в школу
танцев, большинство людей и не подозревают, какие перемены могут
произойти в их жизни благодаря танцевальным урокам. Человек начинает
чувствовать себя увереннее в общении с другими людьми, не боится
проявлять свои чувства и эмоции, легче преодолевает неприятные
жизненные ситуации, да и просто не попадает в них. В ходе уроков
появляется осознанное отношение к своим телесным проявлениям и как
следствие - к своему внутреннему миру.
А. Островский, преподаватель Московского Центра Современного Танца
Комментарии
Отправить комментарий