Разрушение мифа
Танцевальное искусство в Средней Азии построено на смеси этнических мотивов и западной хореографической техники
Фото: Лиана Бахалова
B Алматы завершился Второй среднеазиатский фестиваль современного танца. По его программе можно было судить о состоянии современной хореографии в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане и России. Также была предоставлена возможность сравнить положение дел в нашем регионе и Европе: выступили танцоры из Франции, состоялся теоретический семинар с участием гостей из Германии.
Не все представленное на казахстанской фестивальной сцене можно было назвать экспериментальным, новым и имеющим отношение к искусству. Но все же увиденное вызывало интерес, вопросы и дискуссию, в общем, не оставило равнодушным.
Танцы по краю
Об эволюции современного танца можно было узнать благодаря представленному на фестивале фильму о состоявшейся месяц назад Немецкой танцплатформе и докладу директора Танцфильминститута из Бремена
Спектакль «Вечер» Сюзанны Линке посвящен теме одиночества, когда партнер в танце – это всего лишь видеорисунок на заднем фоне. Постепенно темных силуэтов становится все больше и больше, пока они не сливаются в одно черное полотно. Актеры группы She She Pop в спектакле «Почему вы не танцуете?» используют интерактивные приемы, подходят к зрителям и агитируют танцевать, налаживая контакт с публикой. А затем в другой комнате перед камерой делятся своими впечатлениями: кто с кем танцевал, кому наступили на ноги и как ужасно танцевать с неподготовленной публикой.
Фото: Лиана Бахалова
Пьесу «Письма из палаточного мира» исполнили иранские танцовщицы. Танцуя в палатках, как в костюмах, они повествуют о том, что должны ходить в парандже в своей стране, а теперь правительственным указом женщинам вообще запретили танцевать. В спектакле «Репродукция» хореографа Эстера Соломона танцоры ведут дискуссию о современном положении мужчин и женщин. Причем трудно понять: кто же танцует перед нами – мужчина или женщина? Потом мы видим, как актеры образуют клубок, который то распускается, то скатывается опять. Другой танцор исследует движения музыкантов во время их игры на музыкальных инструментах. В общем, танец сегодня – это и перформанс, и театр, и мультимедиа, и изобразительное искусство, и пение, и социология, и политика, и многое другое.
Уметь удивить
Но что
Махнула она левым рукавом…
Если же обращаться к большинству постановок, представленных на казахстанской фестивальной сцене, то современными их можно назвать лишь отчасти. Так, например, спектакль «Чистая вода» таджикского театра «Падида» представлял собой скорее популяризацию традиционного этнического танца и вряд ли мог
Так что тезис об этнической самобытности танца в условия современных информационных потоков явно преувеличен. Свидетельством эклектичности таджикской постановки «Чистая вода» может служить описание ее идейных источников: мотивы таджикской мифологии, священная книга зороастризма «Авеста» и модная ныне экологическая тема. Стилистика танца опиралась на традиционную технику симметрии: если махнул рукой влево, то махни и вправо. Поразила даже не она, а слишком «авангардные» для такого театра драматургические находки. Семь девушек, сначала танцевавших в ярких блестящих платьях, потом появились с пластиковыми ведрами на головах (как оказалось, полными воды) и стали окунать длинные распущенные волосы в ведра и размахивать ими в разные стороны, разбрызгивая воду по сцене и угрожая «подмочить репутацию» первых рядов. Но на этом творческий поиск таджиков не закончился: в следующей сцене танцовщицы вытирали мокрый пол, ползая по сцене в мешках с половыми тряпками и швабрами в руках. Не знаю, как уж там с древними мифами и современными проблемами Аральского моря, но спектакль, похоже, ставит не экологические, а социальные проблемы традиционного общества, повествуя о нелегкой судьбе таджикских женщин, которые сначала развлекают гостей на пиру в роскошных нарядах, а потом в мрачных рубищах убирают за ними.
Продукт еще не готов
По мнению
Что касается постановки казахстанского театра танца Гульнары Адамовой по пьесе Эжена Ионеску «Лысая певица», то это больше качественный коммерческий спектакль, который мог бы стать украшением солидного ночного клуба, нежели экспериментальное искусство. «Подобные формы уже были на Западе. Хотя это хорошая работа, но она не так актуальна», – заметила
К тому же, как показало выступление The guests, современная драматургия танца не обязательно должна быть основана на национальной культуре собственной страны. Французов на создание стильной, полной энергии и экстрима хореографии вдохновили американский художник и английский музыкант: основатель капельной техники живописи Джексон Поллок и представитель холодной волны, лидер «Джой Дивижн» Ян Кертис. Хореография и драматургия «17 капель» – живое полотно, на котором при помощи языка танца образы абстрактной живописи трансформируются в психологический портрет их создателя. А «Жизнь из фрагментов» навеяна не только потусторонней музыкой и голосом Яна Кертиса, но и его необычной конвульсивной манерой двигаться на сцене. Это попытка раскрыть в танце депрессивный, саморазрушающийся, но в то же время неповторимый и завораживающий внутренний мир рано ушедшего из жизни рок-музыканта
Комментарии
Отправить комментарий