Искусство легкой ножкой ножку бить
Светлана Захарова сегодня не просто главная
Когда обычный зритель, не балетоман, видит на сцене Светлану Захарову, он, конечно же, не думает о выворотности, подъеме и прочих сугубо балетных вещах. Если такой зритель в принципе склонен к рефлексии и имеет вкус, он постарается избежать и пошлых банальностей про «неземную легкость» и «воздушность». Собственно, точнее всего восхищение и удивление перед мастерством такого уровня передает нарочито корявые строки Бродского по поводу Барышникова: «И все же я не сделаю рукой / Того, что может сделать он ногой!».
— У меня была такая нормальная детская мечта — я хотела стать балериной. Но мои родители полагали, что балет — это настоящая каторга, куда отдавать ребенка ни в коем случае нельзя, и вообще у человека должна быть
— У меня как раз все наоборот: я не хотела заниматься балетом, но этого хотела моя мама.
— Но это же действительно тяжело.
— А не было
— Нет, в этом возрасте уже нет. В десять лет, когда я только поступила, вся семья уехала в Германию — отец военный. Я там одна осталась. И когда мама приехала проведать меня на зимние каникулы, я расплакалась: все, забирайте, не хочу быть балериной, хочу уехать с вами. Я очень скучала.
— И мама вас забрала?
— Да, забрала. И я полгода не училась, я жила в Германии, ходила в обычную общеобразовательную школу. Но за полгода я так отвыкла от обычных школ, что меня все это вначале сразило. Я была как с другой планеты. Мне казалось, что я сделала в своей жизни невероятно глупый шаг. Ну, потом я привыкла, стала такая же, как все,
— Кто был инициатором?
— Это было
— А в каком возрасте случается кризис, когда человек понимает, что он никогда не будет танцевать
— Любой ребенок считает, что он будет звездой. Когда в детстве мы ходили
— Среди ваших балетных знакомых бывало так, чтобы человек бросал все?
— Когда я училась в Киеве, у нас был очень дружный и очень сильный класс, И многие фактически сразу после окончания училища оставили эту профессию — по состоянию здоровья,
— Среди обычных людей существует масса легенд о балете. Все слышали страшные истории о том, как девочки голодают, как падают в обмороки от голода, как их за лишний килограмм выгоняют из училища. Эти истории соответствуют действительности?
— В училище, я думаю, соответствуют. В театре уже нет. Театр и училище — это две разные планеты. Из училища на самом деле выгоняют
— Но человек же не может долго продержаться на морковке.
— Да, поэтому и сил у детей нет. В училище очень строго, там такая настоящая муштра. Когда приходишь в театр, все
— А как переносятся серьезные ограничения, когда многого нельзя?
— Меня это не огорчает. Конечно, есть режим: лишнего не съешь, лишнего не выпей, лишнего не перегуляй. Потому что на следующий день надо рано вставать, идти репетировать, а чтобы нормально репетировать, надо все время быть в хорошем тонусе, в форме. А репетиция — это работа. Это так же, как человек, который с утра идет в офис: он должен быть с нормальной, свежей головой, чтобы думать и выдавать
— И пирожные есть?
— И мороженое тоже. И когда у меня отпуск, я нормально, как все люди, отдыхаю.
— Сколько дней вы можете позволить себе провести без репетиций?
— Когда я чувствую, что очень устала, я даже пальцем не пошевелю дней десять. Десять дней проходит, и я начинаю постепенно на полу делать
— Сегодня среди девушек довольно модно ходить в балетные классы. И я слышала разные мнения: одни говорят, что это полезно, замечательно и нет ничего лучше для фигуры, а другие — что это вредно, вся эта балетная выворотность и растяжки совершенно противоестественны…
— Честно говоря, я не знаю, как влияет балет на людей, которые им никогда не занимались и во взрослом возрасте начинают это делать. Ну, наверное, то, что у них спина лучше себя чувствует, это точно. И осанка лучше, и, может быть, талия
Белла персона
— Какой была ваша первая серьезная работа на Западе?
— Когда мне было двадцать лет и меня пригласили
— Что вы танцевали?
— «Баядерку». И никого из русских до меня туда не приглашали лет десять. Вообще театр
— А где вам на Западе комфортнее всего работать?
— Вы знаете, есть такой театр в Японии, с которым у меня контракт: Национальный театр в Токио. Вот там очень удобно работать. Я люблю
— Говорят, японская публика очень своеобразна и не похожа на европейскую…
— Знаете, у них успех артиста не выражается в том, что они будут бешено орать «браво» и «бис». Они будут так очень сдержанно аплодировать — но все. Каждый, кто пришел, будет сидеть и хлопать. Они все сидят и дружно хлопают, потом раз — и все дружно замолчали, перестали хлопать. С годами я заметила, что у них успех — это когда зал полон. Вот это да, это значит успех. Но они, если любят, то будут очень верными поклонниками: они будут ездить за тобой
— Кто ваши любимые партнеры из тех, с кем вы танцуете на Западе?
— В «Ла Скала» очень люблю танцевать с Роберто Боле, он просто Аполлон, красавец, очень хороший партнер и хороший человек, то есть, как говорят итальянцы, «белла персона».
— А в Париже?
— В Париже я танцевала со многими — все партнеры были хорошие. Очень сильные эмоции я испытала, когда танцевала «Жизель» с Лораном Илером. И «Лебединое» с Николя Ляришем. Потрясающе. Причем мы с ним танцевали с одной репетиции — заболел партнер, с которым я должна была танцевать. Я никогда с ним даже за руку не держалась, а тут целое «Лебединое озеро» пришлось танцевать. А Ротбартом тогда был Лоран Илер. Я этот спектакль, наверное, никогда не забуду — он эмоционально был просто потрясающим.
— А что конкретно зависит от партнера?
— Да все — например, хотя бы то, упадешь ты на сцене или нет. Эмоциональное состояние тоже зависит от партнера: приятно тебе с ним танцевать или ты равнодушна. Надо тебе лишний раз переживать перед выходом на сцену или не надо, не беспокоишься по этому поводу или, наоборот, трясешься как осиновый лист и думаешь: «Ой, боже, что сейчас будет. Поднимет — не поднимет…»
— А вас роняли?
— Ну нет — на спектакле никогда. Тьфу—
— Мне кажется, это ужасно страшно, когда тебя
— Да нет, нормально. Может, когда в училище делаешь первые поддержки, немножко страшновато. А вообще нет. Просто есть балерины, которые хорошо идут на поддержки и партнеру не тяжело, а есть балерины, которые не умеют, не чувствуют, как это надо делать, и висят, как мешок с картошкой. И тогда партнеру безумно тяжело, хотя девочка может весить не очень много.
— От веса не все зависит?
— Не всегда. Бывает у девочек одно количество килограммов, но одну поднимают, как пушинку, а вторую — еле выжимают. Просто она не умеет иногда помочь партнеру. Многое зависит от кости, от мышечной массы. Бывает худая балерина, но с ней партнер не любит танцевать: у человека от природы тяжелая кость. И здесь уже ничего не сделать, как бы ни худел. Тяжелый человек — вот и все.
— А что еще важно, кроме ног и тела — голова?
— Очень. Я знаю многих людей, которые,
Великие
— А кто из великих балетных танцовщиков кажется вам особенно замечательным?
— Не знаю. Недавно я была в Японии и танцевала с Фарухом Рузиматовым «Шахерезаду». Единственное, о чем я жалею, что он родился так рано — или я родилась поздно. Он находится в великолепной форме, потрясающей. У человека открылось
— А почему Барышников, а не, например, Нуриев?
— Наверное, потому, что Барышников более современный. И потом в нем присутствует та харизма, которая мне нравится.
— А вам кто больше нравится? Ягудин, наверное…
— А я не скажу, кто больше нравится. Мне оба нравятся, но есть люди, которые болеют за одного, а есть — за другого. То же самое Барышников и Нуриев.
— А кто еще в юности владел вашим воображением?
— Сильви Гиллем. Когда я первый раз ее увидела, я подумала, что это невозможно — так владеть своим телом. Потрясающе.
— Мне всегда было интересно, как балетные люди объясняют, почему та или иная балерина — великая. Вот, например, что в Сильви Гиллем тако особенного, почему она в последние годы считалась балериной номер один?
— Понимаете, то, что могла она, больше не мог никто.
— А в чем конкретно это выражается? Поднять ногу, вытянуть руку…
— Да — вытянуть красивую ногу, красивый подъем, просто владеть так своим телом могла только она. Ну, она сейчас продолжает танцевать, хотя, конечно, классику уже практически не танцует. А что касается современных дел — здесь ей нет равных, наверное, до сих пор. Многие смотрят и просто мечтают повторить хотя бы часть того, что она может. Может, такое владение своим телом дается от природы. Уникальная способность. Это то же самое, что голос: он есть, и все. И если человек им еще правильно пользуется, мы просто не можем оторваться. То же самое и у нас. Если у человека хорошее тело и он может им пользоваться, от этого зрелища невозможно оторваться.
— Вы никогда не сожалели о том, что вам не довелось поработать
— Да, да — потому что Баланчин очень любил высоких, с длинными ногами, руками и с большим хорошим подъемом. Мой педагог говорила мне, что вот был бы жив Баланчин, он просто на тебя ставил бы все свои балеты. То есть еще со школы это имя все время было рядом, и когда я пришла в Мариинский, там уже начали делать балеты Баланчина — первыми были «Серенада» и «Аполлон». Тут я, конечно, что называется, купалась в материале.
— А вам нравится баланчинский балет?
— В принципе, нравится. Единственное, чего мне там не хватает, — это сюжетов. Его балеты бессюжетные, они поставлены на движение. Но мы, русские, привыкли к…
— …тому, чтобы
— Да, к драматизму. В принципе, я не люблю оглядываться назад
— А что для вас сейчас интереснее танцевать — классику или модерн?
— Наверное, так как классику я уже натанцевалась — у меня уже десятый сезон, как никак,
Звезда, которую не узнают
— В какой момент вы почувствовали собственный звездный статус, в чем это проявилось на обычном житейском уровне? Когда
— Меня вообще не очень узнают. Тем более гаишники. Только те, кто балетом интересуются.
— А такие попадались?
— Ну, пока меня гаишники практически не останавливали. Хотя был один момент, когда я нарушила правила. Я очень редко сажусь за руль, но так получилось. Меня остановил гаишник, и я ему начала объяснять, что я из Большого театра, очень тороплюсь, а он смотрит на меня с полным безразличием и говорит: «А меня не волнует».
— Вы не любите водить машину?
— Я люблю, но моя семья мне просто не разрешает это делать, у меня есть водитель. И когда у водителя выходной, я пытаюсь сесть за руль, но бесполезно — мне не дают. У меня есть права, я училась в замечательной школе BMW, и меня научили хорошо ездить. Я всегда включаю поворот, то есть я такой очень честный водитель. Но нет, семья меня так бережет, моя мама и брат, что я очень редко сажусь за руль.
— А что еще составляет ваши житейские радости — дискотеки, кино, магазины?
— Вы знаете, и дискотеки, и кино — это все есть. Балетные люди, которые это любят, туда ходят. Это вопрос личных интересов. Другое дело, что лично я все это не особенно люблю. А вот по магазинам хожу и, в общем, даже люблю это дело. Мы с мамой обычно шопинги устраиваем.
— Есть у вас любимые марки?
— На марках я особо не заморачиваюсь, мне понравилась вещь, она хорошо на мне сидит — я ее покупаю не задумываясь, потому что такой вариант редко получается найти.
— Да? Но при идеальной фигуре есть полно вещей, из которых можно выбирать…
— А вот это так кажется. У меня с одеждой как с мебелью — вроде бы все магазины заставлены мебелью, а когда идешь покупать, ничего не нравится
— А где больше всего любимых магазинов?
— Вообще я люблю, конечно, больше всего покупать вещи в Милане.
— Почему?
— Не знаю.
— А давайте я задам вам в финале такой классический вопрос: что новое и интересное есть в ваших ближайших планах, где и с кем вы будете танцевать?
— Вот в октябре в Италии, в Парме, были мои концерты. Это был такой первый мой за долгое время пробный сольный концерт, он назывался ‘Evening with Svetlana Zakharova’, «Вечер со Светланой Захаровой». Было два
— Это будет в Москве?
— Наверное. Я очень хочу сделать концерты в Москве, но сама я для этого, как всегда, и рукой не пошевелю. Нужно, чтобы
Комментарии
Отправить комментарий