Дыхательные практики
Дыхательные практики. Использованные в хорографии. Дыхание и эротический танец.
Хотя многие знают, что упражнения для дыхания полезны, мало кто их использует на занятиях танцами. А ведь такие упражнения как минимум увеличивают выносливость, оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, а в случае эротического танца придают движениям естественную пластичность.
Многие дыхательные техники существенно отличаются друг от друга, но это не значит, что им не стоит доверять или что надо определить среди них правильную. Все они хороши, это просто разные пути к достижению одних целей. Далее мы рассмотрим некоторые из них и привяжем к целям и фрагментам танцевальных занятий. Моя цель - не научить Вас отдельным дыхательным практикам (для этого есть множество прекрасных руководств), а сориентировать в их многообразии на предмет использования в хореографии.
Наиболее известны упражнения на дыхание йогов. Первое, что чаще изучается в этой практике - это очищающее дыхание (описывать детально упражнения я не буду - в статью это не поместится, по каждой из практик существует множество книг-руководств). В вкратце суть его в медленном и равномерном выдохе через губы «трубочкой». Вы как будто дуете на свечу, причем столь равномерно, что пламя не колеблется, а ровно отклоняется в сторону чуть-чуть. Практическое применение этого дыхания в хореографии несколько ограничено тем, что после него хочется лечь или даже поспать. Поэтому возможно его использование в конце занятия. Очищающее дыхание очень успокаивает и умиротворяет.
Зато в дыхательной практике йогов есть интересные упражнения по нагнетанию кислорода в ткани. Глубокий интенсивный вдох носом и затем быстрый резкий выдох ртом. Если прибавить к этому высокую частоту вдоха и выдоха, то получаем большое количество кислорода в тканях. А это - снятие усталости после аэробной нагрузки, например, после быстрых энергичных танцев, прыжков и т.п. В результате человек, можно сказать «забывает», что устал. Кстати, такие дыхательные упражнения помогают снизить любые болевые ощущения. Поэтому его стоит активно применять при схватках в процессе родов. Сначала может возникнуть легкое головокружение, это - вполне нормально. Головокружение возникает от избытка кислорода. Приостанавливаться в таком случае стоит постепенно.
Встает вопрос о наиболее удобных формах использования этого дыхания в танцевальных занятиях. Я отмечу две формы, хотя, подключив фантазию, а, также проанализировав упражнения и их эффект, Вы найдете намного больше.
1. Интенсивное дыхание с постепенно увеличивающимся темпом. Затем темп постепенно снижается. Целесообразно сочетать с движениями рук, способствующими раскрытию грудной клетки на вдохе и закрытию ее на выдохе. Это делает дыхание более глубоким плюс, развивает способность ученика раскрывать и сжимать грудную клетку, что нужно нам в танцевальных движениях.
2. Многоступенчатое дыхание. После задержки на выдохе, Вы осуществляете первый вдох, делая его маленьким, затем выдыхаете не до конца, следующий чуть больше, опять выдыхаете не до конца и т.д. Таких вдохов-ступеней может быть 3, 4 или более. На таком дыхательном упражнении можно развивать естественность движения груди и рук вокруг нее в эротическом танце.
Влияние дыхательных практик на исполнение эротического танца вообще трудно переоценить. Глубокое дыхание, особенно с выдохом через рот, позволяет расслабить лицо, которое невольно приобретает нужное выражение: свободное, чувственное… Внесение глубокого дыхания в правильные фазы эротических движений позволяют придать танцу естественную пластику, истинный эротизм. После дыхательных упражнений эротический танец и стриптиз, например, получается намного лучше. Это кстати, совсем не значит, что другие танцы не преображаются под влияние изменения дыхания. Еще как преображаются! Откуда-то у исполнителей берется выразительность, расширяются рамки экспрессии и т.д.
Методика Стрельниковой. Александра Николаевна Стрельникова - педагог, работающая со многими московскими театрами. Еще с 70х она ставит голос актерам, вокалистам, дикторам. Основа дыхания - форсированный вдох при высокой частоте дыхания. Разумеется, осуществляется недолго - по 4 или 8 раз - несколько заходов с перерывами. Вдох - только через нос, Вы как бы шмыгаете носом, выдох пассивен (в описанном выше упражнении йогов - выдох очень активен), осуществляется через рот. При этой методике шумный выдох недопустим.
Дыхание способствует увеличению жизненной емкости легких, что положительно влияет на выносливость. На танцевальных занятиях можно использовать те же формы, что и в предыдущем примере (интенсивное дыхание йогов). Вы спросите - в чем же разница? Как я уже отмечала, у йогов форсируется выдох, а у Стрельниковой - вдох. Соответственно, выбираем дыхательное упражнение, исходя из танцевального движения. Если акцент при движении падает на раскрытие рук, грудной клетки, то используем дыхание Стрельниковой (хотя при более медленном темпе можно и интенсивное дыхание йогов). Тогда как если акцент - на сжатие, контракцию, то хорошо подходит интенсивные выдохи через рот йогов. К тому же, применение резкого выдоха после глубокого вдоха делает контракцию более глубокой. Ученики находят новые грани исполнения движений и обнаруживают, что могут делать прежние знакомые движения с намного большей амплитудой.
Дыхание прекрасно сочетается, прежде всего, с волнами, как сверху, так и снизу, с контракцией, с наклонами и др. движениями. Нельзя недооценить использования дыхательного контроля в модерн-танце. Сначала многим будет трудно сконцентрироваться на своем дыхании в процессе танца, поэтому целесообразно постепенно внедрять дыхательные технологии. Сначала только отдельные движения, затем в связки из двух движений и так далее.
Есть еще и такой момент, как необходимость подключать брюшное дыхание к грудному. Этот момент присутствует во многих дыхательных практиках, поэтому я описываю его отдельно. Чаще всего люди используют только грудное дыхание, тогда как подключение брюшной стенки и диафрагмы к дыхательному процессу дает более интенсивное дыхание. Соединять это с танцевальной практикой очень сложно, поэтому чаще это дают в виде отдельных упражнений на дыхание с общеоздоровительной целью или с целью увеличить выносливость танцовщиков.
Есть еще методика трехфазного дыхания, успешно опробованная в России на учащихся классическому танцу. И незаслуженно забытая. Для многих включать дыхательные практики в танцевальные занятия было и будет неоправданным новаторством. Цель этой практики - научить контролировать дыхание. Особенно это важно при многочисленных прыжках, когда дыхание невольно сбивается и становится поверхностным. Суть в разделении дыхательного цикла на три части: выдох, пауза, «возврат дыхания» (т.е.вдох). На выдохе также можно произносить различные звуки и их комбинации. Трудность применения состоит в том, что такое дыхание труднее привязать к движениям, хотя тоже можно. И действительно, попробовав так дышать при быстрых движениях, Вы обнаружите, что дыхание не превратится в поверхностное.
И еще о пользе для здоровья. Знаю, что молодые и вроде бы здоровые люди не любят читать все эти нудные размышления о пользе, но я все же попробую привлечь Ваше внимание к этому вопросу. Автор этой статьи готовилась к операции по удалению миндалин. Несколько врачей в один голос заявляли, что только операция может помочь и уменьшиться они никак не могут. Только разве что фантастическим образом. Я болела ангинами по 2-4 раз в году, не преувеличиваю. Но события жизни отложили операцию, я затем занялась введением дыхательных практик в преподавание эротического танца и в синтез современных танцев. И после двух лет этой деятельности, случайно заглянув в горло, я обнаружила, что миндалины почти в норме, то есть практически не видны. А ангиной я уже год как не болела. Так что дыхательная практика - это фантастика!
Занимаясь дыхательными упражнениями, внедряя все описанное в занятие, соблюдайте меру. Любое лекарство при передозировке становится ядом. Если сомневаетесь - загляните в книги, а их по этой теме множество. К тому же, это все-таки занятия танцем. Дыхание играет вспомогательную роль, и хорошо, если Вы вливаете дыхание в конкретные танцевальные движения.
Комментарии
Отправить комментарий