Туда же. Интервью с Гиршоном
Александр Гиршон – известный танцор и самый известный танцевально-двигательный терапевт в России. Живет он в Москве, но сейчас находится в Ярославле. Воспользовавшись случаем, мы встретились с ним на площади Юности возле ТЮЗа, где с 24 по 27 августа будет проходить 7-ой Международный фестиваль движения и танца на Волге «Искусство движения».
• Как вы познакомились с танцем?
•
Случилось это тоже в Ярославле. В конце 80-х мы основали пластический
театр «Великая сеть». Хотя, по большому счету, его можно было назвать и
студией-лабораторией. Позже здесь же возникла «Студия танцевальной
импровизации».
В танце мне нравится неоднозначность его трактовки
и одновременная понятность вне зависимости от того, какой язык для
человека является родным. Это межкультурное явление. Он был, есть и
будет повсеместно. Хотя современный танец некоторым людям довольно
сложно понимать. Здесь нет ничего определенного, зрителю не
разжевывается, кто и что будет делать, какой смысл имеет каждая
последовательность движений. По сути создается пространство, наполнять
смыслом которое должен сам зритель. Он включен в процесс, а не является
простым потребителем. Это сложно, это необычно, но зато так и рождается
настоящее творчество.
• Вы сейчас определяете себя не как танцора, а как танцевально-двигательного терапевта.
• Да. Танец сам по себе, безусловно, интересен, но для меня главное заключается в другом. У каждого человека есть несколько уровней осознания. Это касается психики, это касается тела и движения. Целью танцевально-двигательной терапии (ТДТ) является увеличение внутренней и внешней свободы человека через большее понимание себя и своего тела. Самый простой уровень такого понимания есть даже у маленьких детей, людей с психическими заболеваниями. Остальные находятся на разных ступенях, но тоже имеют достаточно ограниченное понимание себя.
• И что вы предлагаете?
• Движение может быть праздником, постоянным источником вдохновения, или ресурсом, если научиться его точно чувствовать. Через танец можно найти единство тела и сознани. В процессе нашего взаимодействия происходит расширение образа тела, то есть бессознательных представлений по поводу своих телесных возможностей. Какие-то действия кажутся нам привычными, а какие-то совершенно непонятными. Осваивая незнакомое, мы расширяем образ себя, то есть становимся более гармоничными., более уверенными, более раскрепощенными. Ведь мы сами можем выбирать, каким образом отреагировать на внешнее действие.
• А как из простого танцора вы превратились в «танцевально-двигательного терапевта»?
• Все произошло достаточно гармонично. Я уже говорил, что проводил занятия в «Студии Танцевальной Импровизации». Мы делали там достаточно интересные вещи. Шла та же работа с осознанием. И однажды меня пригласили провести мастер-класс на психологической конференции. После конференции ко мне подошли, и предложили сделать тренинг по ТДТ. С этого все и началось. По сути же, сменилось только «звание», да акценты несколько по-другому стали расставляться.
• Откуда вообще появилась ТДТ?
• В современных танцах сейчас очень серьезное влияние оказывает модернистское направление. Здесь главное – содержание конкретной личности, принципиальная возможность непосредственного выражения человеком своих внутренних проявлений. Отход от заданной стилистики. Из этой установки и рождается современная танцевальная терапия.
• А какие еще танцевальные школы есть?
• Постмодернистская, к примеру. Здесь идет игра с ролями, задаваемыми определенной культурой. В классическом бальном танце принято, что мужчина ведет, а женщина подстраивается. И это непререкаемая норма. Здесь же высвечивается узость такой позиции, партнеры меняются ролями, вплоть до того, что женщина осуществляет поддержку мужчине во время прыжков.
• Александр, вы достаточно длительное время уже занимаетесь танцами. Вам это все еще интересно? Ведь по сути ничего нового не появляется.
• Ну, если бы это было мне не интересно, я этим бы и не занимался. Безусловно, вещей, которые бы абсолютно переворачивали мое понимание танца очень мало, но новые оттенки постоянно добавляются. Просто чем больше о движении узнаешь, тем тоньше ощущаешь разницу между разными формами его проявления.
• У Мойше Фельденкрайза есть высказывание, что походка человека также индивидуальна, как отпечатки пальцев. Вы, наверное, также видите что и где у человека в теле не так?
• Сказать можно много чего, только это будет моей интерпретацией. Для человека, который ко мне пришел, особой пользы от нее не будет. Так, послушает и забудет. Гораздо важней, как сам человек внутренне понимает внешние проявления. Моя задача при этом – только инициировать и поддерживать процесс.
• Я знаю, что у вас есть девиз «Жить танцуя». Откуда он вообще появился?
• Интересный, кстати, момент. Вообще-то, я даже не знаю сам его придумал, или взял из книги. Когда-то давно я читал статью о Габриэлле Рот, в каком-то сомнительном издании. Тогда я уже знал о ней, как об очень известной танцовщице. И там, как мне показалось, как раз была фраза «жить танцуя». Но после, когда я пересматривал все ее труды, ни статьи этой, ни выражения не нашел. Самое близкое, что было – Dancing Path (путь танца). Так что и здесь есть неопределенность…
• И последний вопрос. Что такое успех для вас?
• Успех для меня имеет две стороны. Во-первых, это известность. Например, когда едешь в поезде из Москвы в Киев, а тебя узнает случайный сосед. А во-вторых, как у Марины Цветаевой: «Успех – значит, успеть». Успеть воплотить планы, которые интересны и важны. Пока эти планы есть, и пока хватает сил и времени их воплощать, человек и живет по-настоящему.
Андрей ПРОВОРОВ.
Комментарии
Отправить комментарий