Россиянам капоэйра известна не слишком хорошо. Ее можно было видеть в художественных фильмах «Генералы песчаных карьеров», «Кровавый спорт», «Смертельное оружие — 2» или в документальных лентах о бразильских карнавалах. Выступают капоэйристы и в поединках боев без правил, где обычно не занимают первых мест, но и без призовых не остаются.
Капоэйра… Это танец, борьба, гимнастика, акробатика, раскрутка тела, чувств, музыка — все вместе. Если снизить темп, смягчить движения, отойти друг от друга еще на десять сантиметров, получится современный танец.
Название скорее всего происходит от слова «капоэйрос» (один из типов тропических зарослей). Изначально это было единоборство рабов. Беглые невольники во второй половине XVII века образовали в джунглях Пальмовую республику, которая продержалась несколько десятилетий, и во многом благодаря тому, что ее защитники владели особыми навыками рукопашного боя. Боец капоэйры — не просто беглый раб, а уже арестованный, скрученный и ведомый под конвоем. Внезапно упав на связанные спереди или за спиной руки и крутанувшись волчком, он скашивал своих конвоиров и исчезал в густой листве.
Корни
Капоэйра, по‑видимому, единственное боевое искусство, которое развивалось на основе собственных сил. Все единоборства Европы и Азии прошли этап обмена опытом, а капоэйра с самого начала оказалась в жесткой изоляции. С индейцами черные рабы практически не общались, да и капоэйра явно превосходит виды рукопашного боя южноамериканских аборигенов. Но и в Африке пока не найдены корни капоэйры! Большинство невольников попадали в Бразилию из Мозамбика, Анголы и Гвинеи. Один из стилей даже называется ангольским, но это именно современное наименование, потому что Ангола тогда не существовала как единая страна. Там не удалось найти прототип данного стиля. Зато в Мозамбике есть племя шангаан, которое практикует боевой танец гийя, отдаленно напоминающий капоэйру. Еще больше похожи на нее боевые танцы Сенегала, но оттуда не вывозили рабов в Бразилию. Черный континент сохранил лишь отдельные черты этого единоборства. Тем выше его ценность.
Карнавальная капоэйра
Участники выстраиваются в круг. Это Рода (Roda Capoeira). Как и все движения, знаки и звуки в капоэйре, он имеет ритуальный смысл и символизирует Солнце. С одной стороны Роды стоят или сидят музыканты. Их неизменные инструменты — барабан Атабаке, бубен Пандейро и замысловатое смычковое сооружение Беримбау — лук с привешенной к тетиве выдолбленной тыквой. В музыке слышатся африканские ритмы. Песни на португальском языке распевают все участники капоэйры, глубина текстов традиционна для фольклорного жанра: «Как упоительны в Бразилии вечера… » У Роды есть два построения: Мастера располагаются ближе к музыкантам (тоже Мастерам), за ними стоят любимые ученики, замыкают круг новички. Второе построение зеркально первому.
В круг выходят два участника, садятся возле музыкантов, делают приветственные знаки и начинают Игру. Двигаясь в такт музыке, игроки выполняют атакующие и танцевальные движения. Они как бы ведут диалог — в каждом жесте угадывается смысл, но до конца понятен этот язык только капоэйристам. Импровизации перемежаются почти акробатическими парными элементами. Резкие выпады руками и ногами очень изящны и явно несут в себе разрушительный потенциал, но не более того: в карнавальной капоэйре нельзя касаться соперника. Нельзя — не совсем верное слово. В капоэйре нет правил, их заменяют этика и ритуал. Задача игрока — не потерять ритм, не упустить партнера из поля зрения, вывести его из равновесия, наметить удар или просто перетанцевать. Пары по очереди входят в Роду, Мастера выводят в круг учеников особыми приглашающими движениями. Между тем темп музыки нарастает, вместе с ним ускоряется игра, и двое участников сплетаются в бешеном танце. Музыканты и игроки сменяют друг друга, постепенно доводя себя и зрителей до экстаза или изнеможения.
Боевая техника
Движения в капоэйре непривычны для восточных единоборств. Со стороны может показаться, что большую часть времени игроки ходят на руках. Капоэйра — оружие слабых. Нельзя сказать, что она культивирует слабость — просто в основе ее техники лежит убеждение, что для бойца нет невыгодных позиций или неудачных моментов для атаки. Ее приемы подходят и женщинам, и детям, и даже калекам — ни физическая сила, ни положение в пространстве не имеют значения для капоэйриста. В его арсенале удары головой, спиной, грудью и даже ягодицами. По сути все тело является оружием. В техническом плане в капоэйре все поставлено с ног на голову в прямом и переносном смысле.
«Невольничье» происхождение наложило свой отпечаток на технику. Капоэйристы принимают очень низкую стойку, основанную скорее не на продольном, а на поперечном шпагате — ноги широко расставлены, руки почти касаются земли. Если в других единоборствах положение лежа — признак поражения, то здесь — это самая грозная и удобная позиция для атаки. Чем ближе к земле, считают капоэйристы, тем больше устойчивости. Именно поэтому стойка на руках предпочтительна: уязвимые места — голова и шея — защищены, к сопернику обращены выносливые ягодицы и ноги. Бойцы перемещаются лягушачьими прыжками, держась друг от друга довольно далеко. Это единоборство требует умения отскакивать, кувыркаться, перекатываться, уходя от атаки, а потом мгновенно выпрыгивать из лежачего положения. Хорошо продуманы ложные выпады и отвлекающие обманные движения.
Если в карнавальной капоэйре преобладают вращательные приемы, так называемые бедуинские прыжки (косой поворот тела и ног в воздухе даже без опоры на руки — почти сальто) и две зоны атаки — на крайнем нижнем (подсечки, зацепы, подбивы) и на крайнем верхнем уровнях (удары ногами в голову), то в боевой эти варианты желательны, но больше прямолинейных ударов по корпусу.
Удар в капоэйре наносят, как правило, пяткой, реже — другой частью стопы и даже голенью. Он не такой концентрированный, более размазанный, чем в восточных единоборствах, поэтому обладает меньшей пробивной силой. Слабо развита техника рук, которые в основном нужны для упора. Почти отсутствует работа по точкам, и сами точки, кроме солнечного сплетения, малоизвестны. Впрочем, удар по ним из‑за своей размазанности не слишком результативен.
Искусство бить ногами, опираясь на руки, называется бананейрой — посадка бананов, а отвлекающие маневры (пританцовывание в нижней стойке) — джинга, как известный танец.
Южноамериканский колорит
В Бразилии, население которой отличается особой набожностью, капоэйра не могла не стать частью культовых обрядов. Во время религиозных праздников капоэйристы вступали в схватку, зажав между пальцами ног по короткому ножу с вогнутым лезвием (лезвие без рукоятки). Не пытаясь ни убить, ни уклониться, они полосовали друг друга ножами по груди и плечам, доводя себя и зрителей до религиозного экстаза. Ведь брызжущая кровь — угодная богу жертва, аналог плоти и крови, вкушаемых верующими. Что‑то вроде русских масленичных кулачных боев. Утверждают, что такие бои ушли в прошлое, но еще живы старики‑капоэйристы, которые могут похвастать телами, покрытыми шрамами, и никто не отважится заявить, что в глухих деревушках, где‑нибудь в джунглях, подобные мероприятия не проводят до сих пор.
Капоэйра как спорт
Возвращаясь к прагматичному взгляду европейца, можно сказать, что капоэйра дает прекрасную физическую форму, здоровье и долголетие. И перевернутость с ног на голову отражена в самом отношении к понятию возраста. Если про хорошего спортсмена говорят, что ему уже тридцать, а он еще прыгает, как мальчик, то капоэйристы заявляют: посмотрите на этого мастера, ему только пятьдесят, а он уже кое‑чего достиг. Шестидесятилетний бодрячок, ходящий на руках в центре Роды, — вполне привычное зрелище в Бразилии. Люди не умеют пользоваться своим телом, считают капоэйристы. Сила удара зависит не от накачанных мышц, а от соотношения опоры и баланса, например копчика и позвоночника. Нужно уметь слушать собственное тело, настраивать его, как музыкальный инструмент. Естественно, что хорошо тренированное тело может и по мозгам кому‑нибудь надавать, и потанцевать, и на Беримбау поиграть, и пищу переварить.
Для детей это отлично сбалансированная физическая подготовка, дающая ощущение своего тела, равновесия, ритма, сил, укрепляющая все до единой мышцы. Для молодых людей — это капоэйра как она есть. Для старшего возраста — гимнастика, ритмическая разминка. И женщинам подходит. Физическая мощь — только одна из составляющих искусства капоэйриста. Женщинам остается все остальное — гибкость, мягкость, ритмика, быстрота, умение следить за противником, эстетика и так далее. Заодно танцевать научатся.
Капоэйристами не рождаются, более того, возраст почти не имеет значения. Cильному и молодому проще освоить нужные движения, но в плане достижения Ашэ все равны. Капоэйра — это вообще новый мир, в котором можно начать все сначала. Вместе с традиционной белой формой — одеждой раба — человек получает новое имя, статус ученика и точку отсчета стажа. Живя капоэйрой, он постепенно движется к статусу Мастера, проходя через ряд Батисад (экзаменов). Раньше, чем через десять лет, Мастера не получают.
О капоэйре ничего нельзя сказать наверняка. Даже изложенное в этой статье — всего лишь одна из точек зрения на верхушку айсберга. Нижняя часть его не просто скрыта — она недоступна взгляду по определению, ибо капоэйра не имеет границ. Это игра, искусство, культ, философия. Каких духов вызывают на Роде в Рио‑де‑Жанейро, что означает амулет мастера Бандейры — не узнает никто и никогда. Будем считать, что это единоборство под музыку или танцы, пока не разберемся в этом лично. Но тогда наступит Ашэ, и уже не захочется раскладывать капоэйру по полочкам. Что такое Ашэ? Это нельзя объяснить, можно только почувствовать!
Комментарии
Отправить комментарий